Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методика организации дидактических игр

 Настольная музыкально-дидактическая игра
"Музыкальные приключения Буратино"

Фатеева Ольга Ивановна,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 27
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 
Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.
Детский коллектив, не играющий, не будет  детским  коллективом
Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.
 Макаренко А.С.

Цель: Совершенствовать знания и навыки педагогов по методике организации и руководству дидактическими играми.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:
 
подготовка к проведению дидактической игры
 
проведение
 
анализ

 Подготовка к проведению дидактической игры включает в себя;

* отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) ;

* установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

* определение наиболее  удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

* выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

* определение количества  играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

* подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры  (игрушки, разные предметы, картинки…);

* подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

* подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 Проведение дидактических игр включает:

* ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

* объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ;

* показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то подсматривает, когда надо закрыть глаза);

* определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

* подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
 
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения,  какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и ,значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
 
  Рекомендации по планированию дидактических игр.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно - образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Дидактические игры кратковременны (10-20мин)  Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность  педагогу выявить их умения, навыки, творческие способности, уровень умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры в дальнейшем будут  полезны и интересны для детей.
 
 
Приложение
 
    Настольная музыкально – дидактическая игра
         « Музыкальные приключения Буратино»
Фатеева Ольга Ивановна музыкальный руководитель ГБДОУ№27    Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
Задачи: Развивать самостоятельную творческую деятельность  детей, умение импровизировать, проявлять самостоятельность. Учить взаимодействовать друг с другом, соблюдая правила и очередность игры.
Целевая аудитория: Игра предназначена для детей 5-7 лет, количество участников от 2 до 4.
Рекомендации: Распечатанные листы формата А-4 можно заламинировать,или наклеить на лист картона для удобства в использовании. 
 
     

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»